Екатерина Синицына
Аналитик Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher
Существует множество теорий, описывающих индивидуальную эволюцию человеческого сознания. Сегодня всё большей популярностью пользуются модели, обладающие свойством системного подхода, то есть дающие возможность синтезировать разрозненные факты и выводы в единое целое и позволяющие увидеть общую картину. Именно такой моделью стала Спиральная Динамика, в основе которой лежит теория Клера Грейвза, позднее расширенная и дополненная его последователями — Доном Беком и Кристофером Кованом. Это модель развития человеческих систем – личностей, сообществ, организаций, государств и человечества в целом, не только описывающая все этапы существования этих систем, но и дающая ответы на вопрос, как и почему происходит их формирование, трансформация и смена.

Американский психолог Клер Уильям Грейвз (1914-1986гг) родился в г. Нью-Ричмонд (Индиана). После окончания  Юнион-колледж  в  Шенектади, штат Нью-Йорк, он поступил в университет Вестерн Резерв в Кливленде, где   получил степень магистра и доктора философии по психологии. В 1948 году Грейвз вернулся  на преподавательскую должность в Юнион-колледж, с 1956  года — профессор.  В качестве психолога Клер Грейвз неоднократно консультировал государственные, коммерческие и медицинские организации,  однако именно преподавательская  деятельность подтолкнула его к созданию новой теории.

Проводя подробные опросы и  тесты среди своих студентов, Грейвз пришел к выводу о существовании ценностных систем нескольких типов. Повторяя эти тесты на протяжении ряда лет, Грейвз заметил, что в силу каких-то событий в личной жизни у испытуемых иногда менялись ценностная система и модель поведения. Со временем,  расширив круг исследований, ученый создал свою  концепцию смены уровней этих  систем.

Грейвз писал: «…Собранные мною данные позволили мне прийти к заключению о том, что человеческая природа такова, что формы поведения похожи на приливы и отливы. Новые модели поведения могут сменить старые, однако старые никуда не исчезают. Они всё равно существуют внутри нас. Более того, существуют и потенциально новые модели поведения там, на горизонте, которые мы еще не испытали». (1)

Клер Грейвз во многом был преемником и последователем Абрахама Маслоу, предложившего концепцию, широко известную сегодня как «иерархия потребностей по Маслоу». Она имеет вид пирамиды, в основании которой находятся базовые потребности человека (такие, например, как безопасность и пища), а на вершине – признание и самоактуализация. Эти потребности, по мнению Маслоу, являются главными мотиваторами человеческой деятельности.

Клер Грейвз пересмотрел эту теорию и предложил свою новую, более сложную концепцию. (Кстати,  впоследствии Абрахам Маслоу ее принял). На основе анализа огромного количества экспериментальных и статистических данных Грейвз  сформулировал свою модель системы человеческих ценностей – именно их он считал главными мотиваторами  деятельности людей. Эти  ценности формируются в ответ на окружающую среду и затем, достигнув определенного уровня развития, начинают сами, в свою очередь, оказывать влияние на эту среду.

Теория Грейвза  рассматривает спираль развития в единстве двух компонентов – стиля мышления, который формирует набор ценностей,  и условий существования. Гармоничное функционирование человека, организации или общества возможно только при совпадении стиля мышления с условиями существования. Свою концепцию Грейвз называл «Теорией эмерджентных циклических уровней существования». Именно она лежит в основе практической модели – Спиральной Динамики. Для каждого уровня развития личности характерен определенный способ восприятия и постижения мира (можно назвать это парадигмой мышления) – всё происходящее человек пропускает через фильтр своего восприятия. Эти уровни, или парадигмы, или, как их еще называют, «ценностные мемы» (цМемы), не несут сами по себе никакой этической характеристики, они не бывают хорошими или плохими, добрыми или злыми… Каждый уровень важен в своем контексте, поэтому их оценочное сопоставление неприемлемо. Они  характерны как для отдельных людей, так и для коллективов, и даже для больших социальных систем. Конечно, это всего лишь модель, но, тем не менее,  прослеживаются весьма интересные параллели между уровнями существования отдельного индивида с одной стороны и историческим развитием общественных формаций и государств – с другой. Ведь ценности общества складываются из ценностей отдельных людей, и наоборот – общество, в свою очередь, формирует ценности индивида. Государства и общества,  так же, как и люди, развиваются по спирали, эволюционируя от одного уровня к другому, в результате чего происходит смена моделей ценностей и способов существования.

Уровни развития ценностей, предложенные  Грейвзом, расположены в порядке появления основных вопросов или проблем, возникающих перед людьми в процессе развития.  Каждая очередная стадия соответствует тем потребностям, которые не были удовлетворены или подавлялись на предыдущем уровне.  Для обозначения этих уровней Грейвз использовал пары букв, а также иногда числа и имена. Ставшая широко известной цветовая маркировка была придумана учеником Грейвза,  Крисом Кованом, позднее, в 1970-х годах, и получила распространение после того, как была включена в книгу «Спиральная Динамика»  Бека и Кована в 1996 году. Хоть в цветовом обозначении и была наглядная метафора, Кован и Бек утверждали, что последовательность цветов не имеет никакого символического значения, это просто обозначения уровней, никак не связанные с цветами революций, аур или чакр . Уровни эволюционируют от более низких к более высоким, и каждому из них соответствуют определенные ценности и поведенческие стереотипы. Невозможно пропустить ни один уровень – нельзя, например, перейти от третьего уровня сразу к пятому, перескочив через четвертый.

Рассмотрим подробнее каждый из уровней.

Первый уровень существования (Бежевый, или уровень А)

Условия существования: естественная природная среда обитания или  экстремальные условия.

Это уровень каменного века, почти не сохранившийся сегодня на Земле. Для него характерно автоматическое, инстинктивное мышление. Здесь доминируют проблемы выживания, человек ведет себя в как умное, но все-таки животное, чье  поведение полностью диктуется инстинктами –  безопасность, еда, тепло, секс.  Сегодня люди в целом действуют на более высоких уровнях, однако если человек  попадает в экстремальную ситуацию,  он может вести себя,  исходя из ценностей «бежевого» уровня, когда осознаваемая цель только одна – выживание.

Этика: отсутствует. Этично то, что способствует выживанию.

Примеры: первобытные люди, новорожденные, немощные старики, тяжело больные люди, бомжи,  охотники-одиночки, а также люди, оказавшиеся в кризисных и тяжелых ситуациях – например, во время войны, массового голода и т.д.  Сегодня так живет не более 0,1% взрослого населения мира. На этом уровне фактически отсутствует организация. (2)

Предпосылки к переходу на новый уровень: осознание себя как личности, постижение причинно-следственных связей, озабоченность выживанием, которое требует группового взаимодействия. (3)

Второй уровень существования (Фиолетовый, или уровень В)

Условия существования: непонятный  и пугающий мир, в котором таится угроза, где в одиночку выжить невозможно.

Это уровень примитивного племени – племени дикарей,  однако здесь уже можно говорить об определенной организации и структуре, зачатках социальной жизни. Племя связано родственными узами, общими верованиями, определенными ритуалами и традициями,  верностью «духам предков». Основная цель на этом уровне – коллективное выживание.  Человек стремится к социальной (племенной) стабильности. Он активно защищается от жизни, которую не понимает, и живет, ориентируясь на тотемы и табу.

Для этого уровня характерно мышление, связанное с мистицизмом,  акцент на групповых ритуалах, подчинение индивидуума интересам группы. Здесь очень сильны кровные связи, а также власть духовных лидеров – шаманов и вождей.

Этика: этично все, что идет на пользу племени.

Примеры: вера в ангелов-хранителей и проклятия, приворотные чары, семейные ритуалы, мистические этнические верования и предрассудки. Это уровень весьма силен в странах Третьего мира, различных  группировках (в том числе криминальных), а также в  спортивных командах. В организации фиолетового уровня входит до 10% населения мира, но им принадлежит только 1% власти. (2)

Минусы «фиолетовых»: клановость, семейственность, сопротивление изменениям, склонность к мистицизму.

Плюсы «фиолетовых»: низкая текучка, преданность  команде и лидеру.

Предпосылки к переходу на новый уровень: появление личности, которая сильнее группы, ограниченность ниш для существования. (3)

Третий уровень существования (Красный, или уровень С)

Условия существования: жестокий и опасный мир, в котором побеждает сильнейший, и  каждый действует сам за себя.

Этот уровень характерен для ранних государств. Типичный представитель «красного»  уровня – воин, который превыше всего  ценит власть и славу. «Выживает сильнейший» – вот основной девиз «красных». На этом уровне господствует грубый индивидуализм и стремление к самоутверждению,  здесь  агрессивно проявляется жажда обладания, а «сильный  всегда прав».

С людьми этого уровня всем нам приходится встречаться достаточно часто. Мир видится им как джунгли, где побеждает сильнейший и хитрейший. Девиз такого человека: «Делай, что хочешь, и наплевать  на остальных». Его цель –  власть и слава, максимальное удовлетворение потребностей, он стремится брать от жизни всё. Люди «красного»  уровня всегда требуют уважения, они готовы отстаивать свои интересы любыми методами и абсолютно не выносят унижения, особенно публичного. На этом уровне человек стремится победить любой ценой, не считаясь с чужими судьбами и  мнениями. При этом «красные» могут быть очень креативны, поскольку  для них не существует общепринятых норм, они  способны вырабатывать оригинальные,  инновационные идеи.

Этика: сильный всегда  прав.

Примеры: эгоистичные дети, бунтующие подростки, феодальные царства, герои эпоса и легенд, рок-звезды,  варварские королевства, конкистадоры и солдаты удачи, бандитские сообщества и азиатские диктатуры – сегодня так живет 20% населения мира, но им принадлежит всего 5% власти. (2)

Минусы «красных»: отсутствие щепетильности, сопротивление изменениям с помощью насилия, отсутствие стратегического планирования.

Плюсы «красных»: активность, пробивная сила, быстрая отдача, способность взять на себя руководство в чрезвычайных ситуациях.

Предпосылки к переходу: признание власти морали, поиск смысла и цели жизни. (3)

Четвёртый уровень существования (Синий, или уровень D)

Условия существования: высшая власть строго регламентирует поведение каждого.

Это уровень дисциплины, закона и поиска всеобщего порядка. Для «синего»  уровня характерна строгая  иерархия, где нижестоящий подчиняется вышестоящему, патриотичное мышление,  чувство вины за несоответствие групповым нормам, готовность к самопожертвованию во имя высшей цели. Люди этого типа часто становятся приверженцами какой-либо  догматической системы, обычно религии.

Этика: религиозная или квази-религиозная.

Примеры: пуританская Америка, средневековый кодекс рыцарства и чести,  Армия Спасения,  конфуцианский Китай, викторианская Англия, исламский и христианский фундаментализм, советский мир приверженцев «морального кодекса строителя коммунизма».  Сегодня так живет 40% населения, и это 30% власти. (2)

Минусы «синих»: низкая самооценка, ригидность, фундаментализм, отсутствие гибкости в принятии решений, выходящих за рамки привычного.

Плюсы «синих»: лояльность, планирование, самопожертвование.

Предпосылки к переходу: поиск лучшего выбора из многих альтернатив, обнаружение ошибок церкви или руководства. (3)

Пятый уровень существования (Оранжевый, или уровень E)

Условия существования: окружающий мир полон возможностей.

Это уровень конкуренции, научных прорывов и делового предпринимательства.  Стилем жизни становится вызов, а вместо дисциплины и закона править  миром начинают деньги. Для «оранжевого» уровня характерны рационализм,  экономическая мотивация и конкуренция.

Люди с «оранжевыми» целями хотят овладевать миром через его познание, а не путем проявления грубой силы, как на «красном» уровне. Они считают, что те, кто оказались на вершине в жизни, по-настоящему этого заслуживают, а остальные должны подчиняться немногим избранным. Люди, живущие  на «оранжевом» уровне, склонны к  догматизму, но при этом они весьма прагматичны и готовы изменить свои убеждения. Их проще замотивировать быстрым успехом, чем долгосрочными целями.  Мир представляется им рациональным и хорошо смазанным механизмом, который функционирует согласно определенным  законам, а человек, познав эти законы, может поставить его себе на службу. Это «великая шахматная доска», где можно выиграть, если  знать правила игры, выбрать верную стратегию, овладеть технологией и опередить конкурентов. Ключевое слово этого уровня – «успех», соответственно, и внешние признаки успеха также ценятся весьма высоко.  «Оранжевые» люди  считают, что добиться  богатства и победы может каждый, если он по-настоящему этого захочет, и не испытывают сочувствия к неудачникам.

Этика: светский закон превыше всего.

Примеры: эпоха Просвещения, массовая культура, либеральный индивидуализм среднего класса, мир науки, современный американский капитализм – именно здесь мы чаще всего встречаем представителей «оранжевого» уровня. Это 30% населения Земли и 50% власти в мире. (2)

Минусы «оранжевых»: нелояльность, эгоизм, принцип «цель оправдывает средства»

Плюсы «оранжевых»: предпринимательская жилка, инициативность, стремление к результату.

Предпосылки к переходу: обнаружение того, что материальное благосостояние не приносит счастья, обновленное чувство коллективизма, недовольство конкуренцией и неравенством. (3)

Шестой уровень существования (Зелёный, или уровень F)

Условия существования: взаимопомощь, равноправие, гуманизм.

Людям «зеленого» уровня присущ  плюралистический и  эгалитаристский   взгляд на мир. Гармония наравне с самореализацией  являются ключевыми ценностями. На этом уровне делается акцент на совместном росте, равенстве, гуманизме, толерантности, стабильности и  внимании к вопросам окружающей среды. Ценятся открытость и доверие, а не конкуренция, лидеры становятся менее автократическими, иерархии размываются.

Главными становятся отношения с другими людьми и со своим внутренним «Я».  Человек «зеленого»  уровня не слишком озабочен вопросами власти и приобретения материальных ценностей, равнодушен к демонстрации признаков  статуса или  богатства, для него гораздо важнее внутренняя гармония, а также любовь и симпатия со стороны других людей.  Это мир идеалов гармонии и взаимозависимости, консенсуса и  гуманизма, заботы и духовности. Гармония и совместное развитие как цель жизни – вот идеал «зеленого» уровня.

Этика: законы важны, но они должны служить благосостоянию всех.

Примеры:  творчество  Джона Леннона, Всемирный Совет Церквей, шведский социализм,  Гринпис, левое движение, множество общественных организаций  и идейных сообществ – например, хиппи. На «зеленом» уровне живет 10% населения, это 15% власти. Правда, некоторые авторы считают, что эти цифры весьма преувеличены. (2)

Минусы «зелёных»:  диктат группы, недооценка вклада конкретного сотрудника, уязвимость перед манипуляциями.

Плюсы «зелёных»: эмпатия, консенсус, партнерство, построение отношений,  умение работать в команде, непритязательность к материальным благам.

Предпосылки к переходу: слишком высокая стоимость коллективных решений, необходимость конкурировать с системами, несущими меньшее количество социальных обязательств. (3)

Седьмой уровень существования (Жёлтый, или уровень G)

Условия существования: мир  гармоничен в своей изменчивости.

«Желтый» уровень находится на втором слое (или витке) спиральной модели и включает в себя другие цвета, что дает носителям этого стиля мышления больше альтернатив в поведении и более широкий взгляд на вещи.  Здесь человек  становится по-настоящему общественным индивидуумом и перестает быть конкурентным, он использует знания, накопленные на пути своей первой лестницы, чтобы снова системно выстроить свой мир. «Желтый» уровень называют первым уровнем второго порядка, поскольку представители этого типа мышления способны понимать и принимать людей других уровней, тогда как все предыдущие нормально воспринимают только людей и идеи своего уровня. Человек «желтого» уровня всегда готов учиться чему-то новому. Создание изобилия и достижение партнерства win-win становятся новыми способами существования. Это системное мышление. Изменения здесь – норма жизни, человек адаптируется к ним  естественно, быстро и безболезненно.

Этика: этика является предметом договора между людьми.

Примеры: идеи «обучающихся организаций»  Питера Сенге, теория управления тотальным качеством  Уильяма  Эдвардса  Деминга, компании высокотехнологичного сектора. Это всего лишь 1% населения, но уже 5% власти (впрочем, и эти цифры многие ученые считают завышенными).  (2)

Минусы «жёлтых»:  их еще слишком мало.

Плюсы «жёлтых»: способность объединить различные точки зрения и преодолеть конфликты предыдущих стилей мышления, стремление к знаниям и свободе.

Предпосылки к переходу: поиск порядка в хаосе, поиск направляющих принципов, соединение духовности и науки. (3)

Восьмой уровень существования (Бирюзовый, или уровень H)

Условия существования: мир  как единая живая сущность.

Этот  уровень дает ощущение  целостности  бытия – и разумом, и душой, позволяя в полной мере видеть достоинства и недостатки предшествующих уровней, интегрируя их в единую целостность. Мир воспринимается как единый, динамичный организм, обладающий коллективным разумом.

В теории Грейвза спираль развития рассматривается в единстве двух компонентов – стиля мышления и условий существования, и гармоничное функционирование человека, организации или общества  возможно только  при совпадении этих двух факторов . Поэтому несмотря на то, что  многие  люди при тестировании выбирают ценности «бирюзового»  уровня, в реальности носителей этого уровня практически нет, поскольку пока еще не сформировались условия  для проявления этих ценностей.

Примеры: концепция ноосферы, идеи Ганди, «Всемирная глобальная деревня», придуманная канадским философом Маршаллом Маклюэном. (2)

Таким образом, каждое поколение заимствует культурные ценности и социальные установки своих предков, однако этого недостаточно – со временем в обществе накапливаются нерешенные проблемы и неудовлетворенные потребности. Появляются люди, опережающие свой век, для которых характерно новое мышление. Их становится все больше и больше, и в результате происходит очередной качественный скачок на новый уровень –  общество догоняет своих гениев.

Согласно исследованиям Бека и Кована, сегодня 10% населения Земли находится на «фиолетовом» уровне, 20% – на «красном» и 40% – в «синем». Остальные 30% населения рассредоточены по «оранжевому» и «зеленому» уровням, с редким заходом в «желтый» и выше. (4)

Можно заметить, что каждый нечетный уровень (теплые цвета) ориентирован преимущественно на индивидуальные, материалистические ценности, а четный (холодные цвета) – на коллективистские, идеалистические (кроме последнего, где коллективные и индивидуальные ценности находятся в гармонии). Таким образом, на «фиолетовом», «синем» и «зеленом» уровнях особенно велики значение культуры и роль коллектива, тогда как на «красном» будет наблюдаться отчетливый приоритет силы, на «оранжевом» – денег и индивидуальных свобод, на «желтом» – вера в способность общества к самоорганизации. (2)

Спиральная  модель  Клера Грейвза не имеет верхнего предела, и вслед за бирюзовым возможно появление очередного нового уровня. Ученые уже назвали его коралловым, однако характеристики этого уровня пока еще неизвестны.

В своем индивидуальном развитии каждый человек с самого момента рождения последовательно проходит все стадии, начиная с «бежевой» и, в конце концов, окончательно останавливается на каком-то одном  уровне.  Поэтому  общества, состоящие из носителей разных ценностей,  неоднородны по своему составу, и  чем более развитым является то или иное общество, тем больше в нем представлено разнообразие уровней. Уровни – это не ступеньки лестницы, они не сменяются внезапно, а ведут себя скорее как накатывающиеся волны, где каждая последующая волна поглощает предыдущую.  Процесс перехода на новый уровень не является чем-то необратимым или неизбежным. Например, компания  может остановиться на «синем» уровне, а если «оранжевые» экономические условия подталкивают ее к совершенно другому стилю ведения дел, всё может закончиться банкротством. Для государства, остановившегося на низком уровне развития, в то время как другие ушли далеко вперед, ситуация чревата нищетой, попаданием в колониальную зависимость или жесткой «шоковой терапией». (3)

Среди людей редко встречаются те, кто представляет чистые цвета спектра: парадигмы могут сосуществовать в рамках сознания одного человека, не пересекаясь, если они  относятся к разным сферам его жизни. Один и тот же человек на службе может быть «оранжевым» предпринимателем, дома – строгим «синим» отцом семейства, а приходя на стадион, отдаваться во власть эмоций, как это делают «красные». Хотя, безусловно, один из этих уровней всегда является доминирующим – чаще всего именно тот, который проявляется на работе. И, конечно же, разные парадигмы (в лице их представителей – разных людей) сосуществуют в рамках одной компании, одного государства, соседей по дому и соседних народов, создавая множество проблем, поскольку,  когда у людей разные картины мира,  им очень трудно понять друг друга. Тем не менее, каждая организация, как и каждый человек, имеет свой доминирующий «цвет», который  определяется либо большинством входящих в нее людей, либо руководителем.  На разных стадиях развития организации изменяется и ее «цвет». Кроме того, в достаточно большой компании разные подразделения тоже имеют свои «цвета», причем важную роль здесь, помимо «цвета» руководителей и сотрудников подразделений, играет и специфика их работы. (2)

Полностью «фиолетовые» организации сегодня большая редкость, ведь они должны состоять только из «фиолетовых» людей, а они в развитых странах почти не встречаются . «Красные» в такой структуре не уживутся, для «синих» будут неприемлемы «фиолетовые» суеверия и традиции. «Фиолетовой» может быть небольшая частная или семейная фирма, основанная небогатыми, порой не слишком образованными людьми. Это обычно небольшие  компании-семьи.

Во главе «красной» организации всегда стоит лидер, единолично принимающий все решения и подчиняющий всех своей воле. Он суров и требователен, но сотрудники, как правило, его  обожают или боятся – в любом случае, он пользуется непререкаемым авторитетом. «Красные» – самые простые из распространенных типов организаций. Это, как правило, маленькие компании – в частности, начинающие, где работает небольшое количество людей, которых лидер способен контролировать лично. «Красные» организации совершенно незаменимы в сложных,  экстремальных ситуациях – там, где демократия противопоказана. Экспедиция, спортивная команда, военная операция…   В  такой же экстремальной ситуации находится и недавно созданная частная компания, перед которой стоит проблема выживания. И  всегда, во все времена, молодые компании будут именно такими.

Синяя организация – это иерархия, управляемая правилами,  часто ее еще называют бюрократической.  Эти бюрократические механизмы появляются, когда организация разрастается и лидер уже не может единолично эффективно ею руководить. Интересным примером может послужить армия: она состоит из  множества «красных» людей и, по сути, преследует «красные» цели, но при этом нуждается в синей организационной структуре и синей модели управления – четкой иерархии, уставах, дисциплине. (2)

Синий стиль – прерогатива государства, церкви и армии, однако он неплохо подходит и компаниям, работающим в сравнительно стабильной среде – например, транспортным, добывающим, государственным монополиям. Власть, полномочия и ответственность в «синей» организации целиком и полностью определяются позицией в иерархии, от всех сотрудников здесь требуют четкого и  неукоснительного соблюдения правил. Сильные стороны любой  «синей» организации – это стабильность, дисциплина и порядок, однако оборотной стороной этой медали является подавление инициативы, большие издержки и изоляция сотрудников друг от друга и от клиентов.

Если «синими» в первую очередь правит долг,  то «оранжевыми» движет стремление к победе и совершенству. «Оранжевая»  организация ориентирована на результат и  управляется людьми, которые выдвинулись благодаря своим заслугам. В таких компаниях обычно нет строгой иерархии. Место человека определяется не должностью, а квалификацией и успешностью в реализации предыдущих проектов. Для выполнения определенных задач создаются специальные группы, которые по завершении работы расформировываются, а входившие в них сотрудники переходят в новые группы для выполнения новых задач. Характерные признаки «оранжевой» компании – сложная внутренняя структура, мозговые штурмы, большие затраты на обучение и развитие персонала. Ключевые признаки  таких компаний  – развитие и постоянные перемены. Здесь нет должностных инструкций и условностей, рабочий день слабо нормирован, границы между подразделениями размыты, и каждый сотрудник имеет право высказывать свое мнение.  Преимущества такой компании – высокая эффективность, минимальная бюрократизация, оперативность и  инновационность. Недостаток «оранжевой» организации – ограниченные размеры (некоторые исследователи утверждают, что  150 сотрудников – ее максимальный штат, потому что большее количество людей человеческий мозг уже неспособен воспринимать как «своих»). В больших компаниях «оранжевая» структура может быть управляющей надстройкой над «синей» – например,  «синее» предприятие и  «оранжевый» офис. (2)

«Зеленые» объединения редко встречаются в коммерческой среде, однако именно по «зеленому» принципу строятся многие общественные организации, деловые клубы, профессиональные ассоциации и творческие коллективы. Можно сказать, что когда равные по статусу люди собираются в неформальной и  неэкстремальной обстановке, у них нет другого способа создать организацию, кроме «зеленого». Тем не менее, зеленые коммерческие компании тоже существуют – как правило, они работают в сфере творческих профессиональных услуг. Это исследовательские команды, коллективы программистов, дизайнеров, архитекторов, адвокатов и т.д. Однако такие компании обычно  ограничены в размерах.

«Желтая» организация более всего напоминает сеть, однако в этой сети некоторые узлы более важны, чем другие. В повседневной жизни «желтые» компании практически не встречаются,  поскольку для их создания нужны «желтые» люди, которых вообще пока что не так много. В такой  организации фактически нет структуры,  каждый ее участник вовлечен во множество проектов, которыми занимается несколько рабочих групп. Статус каждого сотрудника постоянно меняется в зависимости от поставленной задачи, а также от его успехов и неудач. В отдельные проекты может быть вовлечено еще множество людей, не числящихся в штате, а работающих дома или в других организациях.

«Бирюзовые» организации в наше время вряд ли удастся обнаружить, но, скорое всего, они будут представлять собой группу людей, достигших уровня практически полного духовного  единения. (2)

Спиральная динамика  – уникальная динамическая модель эволюции человеческого сознания, вскрывающая  глубинные механизмы человеческого поведения и принятия решений, и позволяющая предсказывать характеристики новых уровней на основе предшествующих. Принципы Спиральной динамики успешно применялись в работе администраций Клинтона и Тони Блэра, Общества исследований будущего, Лондонской школы экономики, Комитета Евросоюза по исследованию будущего, ряда крупных американских и  европейских компаний. Эта теория имеет большое практическое значение, в частности, для понимания и  проведения  изменений в любой  организации или компании. Ее принципы помогают  в конкурентной борьбе, позволяют понять психологию потребителей и сотрудников, обеспечивают  эффективное и результативное лидерство, они незаменимы при разрешении конфликтов и проблем как межкультурного, так и международного взаимодействия. (5)

Мы живем в бесконечно меняющемся мире, где нет  окончательного состояния,  которого можно было бы достичь.  Клер Грейвз писал: «На каждом этапе существования взрослый человек находится в поисках священного Грааля, он ищет дорогу, по которой пойдет в своей жизни. На первом уровне он находится в поиске автоматического физиологического удовлетворения. На втором уровне он жаждет безопасности в жизни, и далее по очередности – поиск подтверждения своего героического статуса, власти и славы, поиск элементарного порядка, поиск материального благосостояния, поиск любовных отношений, поиск основы для самоуважения и поиск умиротворенности в нашем непостижимом мире. И лишь поняв свою неспособность обрести этот мир, человек направится в свое новое путешествие по девятому уровню. Каждый раз, начиная свой поход, человек верит в то, что сможет найти ответ на вопрос о смысле своего существования. Однако, к своему удивлению и немалому смятению, на каждом этапе он обнаруживает, что решение вопроса бытия это не то решение, которое он собирался найти. Каждый достигнутый этап оставляет человека в растерянности и недоумении. Решая одни проблемы, он сразу же начинает сталкиваться с другими. И его путешествие становится бесконечным». (6)

1.  Цит. по  Дон Эдвард Бек, Кристофер Кован.  Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями – М., –  2010 г.

2. Пекар В. Разноцветные организации //  http://management.web-standart.net/issues/2009/2/1316/

3.  Каптерев А.   Эволюция ценностей: Теория Грэйвса и Спиральная динамика //  http://nlping.ru/432CBFC3-F44FD-314CDA54

4.  Каптерев А. Спиральная динамика //http://www.newcode.ru/doku.php/spiral-dynamics

5.  http://www.bestbusinessbooks.ru/books/vse_knigi/dinamika_spirali/

6.   Цит. по  Дон Эдвард Бек, Кристофер Кован.  Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями – М., –  2010 г.

Бесконечное путешествие: теория развития Клера Грейвза

Напишіть відгук

%d блогерам подобається це: